Рано или поздно, но все мы начинаем скучать по школе. Кто-то по одноклассникам, с которыми прошли путь длинною в 10 лет. Кто-то по учителям, которых начинаешь особенно ценить, покинув стены школы. А кто-то по самому беззаботному периоду в жизни, когда кроме уроков и забот других не было. Мы оглядываемся назад и грустим об ушедших годах и о детстве, которое, к сожалению не вернуть.
Накануне праздника, посвященного всем учителям Украины, мы предложили вспомнить свои школьные годы главе правления ОО «Единый щит» Валерию Литвину и ненадолго вернуться в детство и поделиться своими воспоминаниями .
Мы жили в селе Первомайское, моя бабушка работала уборщицей в школе. Поскольку оставить меня дома было не с кем, она поднимала меня в 3 часа ночи и несла на работу. Ей нужно было до прихода учеников успеть отопить классы. Потом, бабушка шла на ферму за молоком, которое совершенно бесплатно раздавали детям на больших переменах. Так, что я начал ходить в школу еще задолго до официального первого звонка и о школе у меня остались самые теплые воспоминания. Она у меня ассоциировалась именно с парным молоком.
Моей первой учительницей была Людмила Михайловна Стельмах. Пошел я в школу в 1971 году, в классе нас было всего 9 человек: 3 мальчика и 6 девочек.
В этом же классе учился и сын моей первой учительницы — Виктор. И знаете, первое чему я научился у нее, так это тому, что нельзя разделять людей на своих и чужих. Она никогда не ставила своему сыну завышенных оценок, никогда не выделяла его среди других учеников. Наоборот, ему всегда нужно было стараться больше остальных. За этот урок я ей очень благодарен и по сей день ему следую.
В средней школе моим первым классным руководителем стала Волошина Ярослава Ивановна. Прекрасный человек и очень харизматичный педагог, я безмерно ее уважаю. Детям ведь сложно оценить насколько учитель хорошо знаком с предметом. Тот, кто хоть немного знает больше тебя — уже кажется тебе очень умным. Но, обмануть ребенка очень трудно, поэтому, мы ценили её отношение к нам и манеру подачи новой информации.
Я был старостой класса, председателем пионерского отряда, потом комсоргом. Я делал то, что считал нужным и это давало свои результаты. Я был лидером, это такое мое внутреннее никем не навязанное желание. Наш класс был первым во всем. Начиная от сбора макулатуры и металлолома, до уборки класса. Если мы получали не 5, а 4 за порядок, то мы строго наказывали человека, который нас подвел. В коллективе у нас была дисциплина, потому что только так можно было добиться качественных результатов.
Где-то до 5 класса двоек у меня не было. Я был старательным учеником и пытался всеми силами не расстраивать маму и бабушку оценками. Единственная проблема — почерк.
Учителям стоило титанических усилий понять, что же написано в моей тетрадке. А доказать, что я написал ту, а не другую букву было невозможно. И когда мама видела в тетрадке хоть одну тройку, она заставляла меня переписывать всю тетрадь с первой и до последней страницы. Я мог засиживаться до поздней ночи, но делал, так как мне говорили. И до сих пор для меня написать что-то от руки… хвала прогрессу писать от руки сейчас приходиться не часто.
Обычно, мы выходили мериться силами на большой перемене и повторялось это довольно часто. Но, я хочу рассказать об одном случае, который кардинально изменил мою жизнь.
Помню, как сейчас: в одной аудитории собрали учеников 8-ых, 9-ых, 10-ых классов. Нам читал лекцию Тихонов Валерий Ильич, начальник инспекции по делам несовершеннолетних, а мы считали минуты до перемены, потому что у нас намечалась очередная драка. В конце лекции Валерий Ильич привел пример, как говорится из жизни — рассказал, как судили девятиклассника и он получил 10 лет тюрьмы за … драку. Один другого ударил по лицу, тот упал, ударился головой об бордюр и умер. На меня этот рассказ произвел очень сильное впечатление, я запомнил эту историю на всю жизнь. Даже сейчас, когда рассказываю об этом, у меня перед глазами эта большая аудитория и лицо Валерия Ильича.
Парень, с которым мы должны были драться, на этой лекции не был и вовсю готовился к спаррингу. Я вышел и сказал, что драки не будет. Настолько эта история меня впечатлила, что с тех пор я «завязал» со школьными драками.
А когда уже стал начальником УВД, то за каждой школой был закреплен милиционер и почти каждую неделю в школе проводились лекции и беседы с учениками. И я уверен, что беседами и лекциями мы спасли не одну судьбу.
…. первая любовь? Её звали Жанна. Она была на год младше меня, да и я не был таким уж взрослым — 6 лет, но я почувствовал, что действительно влюбился. Встретились мы в сельской совхозной конторе, где ее родители получали расчет. В наше село тогда на заработки приезжали корейцы, работали до поздней осени. Вот и семья Жанны была одна из них. Я как увидел девочку кореянку, сразу пошел к ней знакомиться, не растерялся. Я и сейчас могу воспроизвести её образ в голове. И по сей день считаю, что это была моя первая любовь.
Свою первую зарплату я получил, наверное, лет в 10, когда на полях срезал колоски. Это были какие-то 20 рублей, но как же я был горд собой. Тогда очень хотелось потратить эти деньги на какую-то игрушку, но в тоже время хотелось отдать бабушке, чтобы она тоже гордилась мной.
К моим первым заработанным деньгам, мне добавили ещё и купили мопед. Тогда мопед стоил 100 рублей и я понимал, что добавили большую часть, но все равно было очень приятно. По тем временам мопед в селе это было круто.
Я вообще никогда не просил денег у мамы и бабушки. Старался сам покупать себе все необходимое. Конечно, они помогали мне, чем могли, но я старался максимально зарабатывать себе сам.
Моя любимая книга «Чингисхан» и я перечитывал её много раз. Любил читать и современных советских писателей, которые писали о преступности на документальной основе.
Наша учительница русского языка и литературы Старова Валентина Павловна выписывала журнал «Роман-газета» и на каждом уроке читала нам отрывки из него. Первый раз из её уст я услышал повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо». И когда она заканчивала её читать, у всех учеников блестели глаза от слез. Это было заслугой не только автора, но и Валентины Павловны, которая смогла донести до нас всю глубину повести
Не любил Маяковского. Я совершенно его не понимал и когда его стихи заставляли учить в школе, то мне хотелось просто не появляться на уроке.
Тогда спортом в селе занимались все. Поскольку секций на тот момент не было, в основном мы играли в футбол, волейбол, немного занимались боксом. Я вырос в такой деревне, где футбол был очень популярным видом спорта. Директором совхоза у нас был Литвак Михаил Яковлевич, он очень любил футбол и прививал эту любовь и нам. У нас даже были 2 профессиональные команды.
Тогда понятия были такие: если ты не служил в армии, то ты убогий, а если не играешь в футбол — изгой. Вот такие деревенские правила, которых нужно было придерживаться.
Вообще, живя в деревне, сложно вырасти неспортивным ребенком, когда каждое лето проводишь с сапкой, лопатой и ведрами.
Я очень хотел служить в уголовном розыске
В детстве я хотел быть летчиком, потом моряком, потом военным. В конце концов, в остановился на том, что хочу быть трактористом и я думал, что на этом мои поиски себя закончатся. На тот момент она была достаточно высокооплачиваемой, престижной, а самое главное, очень мне нравилась. После окончания школы идти в высшее учебное заведение возможности не было, поэтому, я закончил водительские курсы и ушел в армию.
Считаю, что в милицию попал совершенно случайно. И даже в первые три года службы трижды хотел уволиться . Милиция — это в первую очередь дисциплина во всех аспектах жизни, а я человек свободолюбивый и мне было непросто с этим справиться. С годами я стал четче понимать, чего хочу от этой профессии. Я очень хотел служить в уголовном розыске и моей мечтой было закончить службу в звании капитана и начальника уголовного розыска Бериславского района. Мечта моя исполнилась, но и жизнь внесла свои коррективы.
Прощаться со школой было очень жаль, ведь это самая беззаботная пора в жизни. Ведь с этими людьми мы прожили маленькую жизнь. Десять лет бок о бок и это невозможно вычеркнуть из своей памяти.
И мне очень приятно, что даже спустя столько лет, мы встречаемся с одноклассниками, по-прежнему общаемся, словно не было всех этих лет. Конечно, очень хочется видеться чаще, я очень рад, что годы нас не разлучили.